По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:1. Государственные финансы;2. Финансы хозяйствующих субъектов.Каждое звено выполняет свои задачи, и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему государства.Задачами общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Общегосударственные финансы охватывают бюджеты (федеральный, других административно-территориальных образований), государственное социальное и имущественное страхование, внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования, занятости населения и др.). Ведущим звеном в финансовой системе являются финансы хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне хозяйствующего субъекта. Хозяйствующие субъекты в процессе своей производственно-торговой деятельности вступают в различные финансовые отношения.Финансовыми отношениями являются денежные отношения хозяйствующего субъекта с: · другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки. Речь идет об отношениях по поставке сырья и сбыту продукции, уплате и взысканию штрафных санкций, выплате арендной платы, оплате фрэнчайзинга и т. п.; · хозяйствующими субъектами при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности и т.п.; · работниками данного хозяйствующего субъекта в процессе использования прибыли, при выпуске акций, распространяемых среди членов трудового коллектива, выплате дивидендов по этим акциям, выплате паевых долей, выплате заработной платы и т, п.; · его структурными подразделениями, работающими на внутрихозяйственном подряде по арендным и другим платежам; · его дочерними предприятиями; · налоговой службой при внесении налогов и других платежей;· банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, факторинге, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах и т. п.; · страховыми компаниями (обществами) по всем видам страхования;· органами государственного управления (фондом госимущества, таможней, МВЭС, МИД и др.) по различного рода платежам (визовый сбор, таможенные пошлины и сборы и т. п.) и при приватизации объектов;· финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, хеджирования, лизинга, селенга и т. п.Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов. Финансы выражают форму движения стоимости в производственно-торговом процессе и отражают законченность актов товарно-денежных отношений, общественное признание произведенных потребительных стоимостей, т. е. произведенный товар нашел своего потребителяФинансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:· формирование денежных фондов (доходы);· использование денежных фондов (расходы);· контроль за формированием и использованием денежных фондов.Содержание функций финансов как экономической категории остается тем же, что при планово-директивной экономике. Однако их роль и место в хозяйственном процессе существенно изменились. В дорыночной экономике Российской Федерации финансам отводилась роль централизованного сборщика денежных средств для формирования государственного бюджета. Финансовый план предприятия составлялся с одной главной целью - выявить неиспользованные ресурсы и определить сумму платежей в бюджет как сумму превышения доходов предприятия над его расходами. При этом сумма и уровень расходов строго нормировались. Роль прибыли была принижена. Получение прибыли как целевая функция любого предприятия отрицалась. С переходом на рыночную экономику финансы потеряли свое распределительное назначение, а их назначением стало усиление воздействия финансового механизма на расширение инициативы и самостоят